Надымская земля – суровая и бескрайняя. Но в этих ветрах и метелях слышится отголосок памяти. В год 80-летия Великой Победы по заснеженной тундре от Надыма до села Нори прошёл памятный снегоходный пробег. Это не просто маршрут длиною в 80 километров. Это путь сквозь время – в период, когда из каждого дома в Нори уходили на фронт отцы, сыновья, братья. 123 человека. Вернулись обратно около половины из них. Символический снегоходный пробег – это дань памяти и своим родным, которые бились за жизнь и свободу.
Вадим Таскаев, первый заместитель главы администрации Надымского района:
«У меня в семье воевало два деда. Один дед погиб на фронте, другой вернулся с фронта. Он дошёл до Калининграда, бывшего Кёнигсберга. Завоевывал Кёнигсберг. Сейчас у меня там проживают все родственники, и очень приятно ходить по той земле и знать из его рассказов об этих городах, где он воевал. И, конечно, это большая честь, мы помним, мы обязаны их помнить и передавать всему нашему поколению, дальнейшему вот эти участия во всех мероприятиях, что мы помним, чтим».
Дмитрий Жаромских, глава Надымского района:
«Считаю, что это правильно — вот такими акциями отмечать наш юбилей Победы. Посвящаем наш снегоходный пробег нашим предкам, нашим ветеранам, нашим дедам, прадедам, которые отстаивали победу. Уверен, что сегодня каждый, кто принимает участие в этой акции, он проникнется еще духом победы».
Колонну снегоходов возглавил Дмитрий Жаромских, глава муниципалитета. Он же и инициатор акции. Ветреная тундра, ледяной дождь, метель... На таком фоне особенно торжественно развивается красное Знамя Победы. Отступить перед капризами природы?
В селе Нори участников пробега ждали не только потомки фронтовиков, но и событие, к которому шли долгие годы. На территории норинской школы, в этом году отметившей 100-летие, установлен памятный мемориал. Почти 60 человек — те, кто так и не вернулся. Погиб или исчез. Но остался. В сердце, в слове и в воспоминаниях.
Дмитрий Жаромских, глава Надымского района:
«Это наши герои, это наша история. И очень правильно, что мы в юбилей нашей великой победы сегодня открываем такой замечательный мемориал. Этот мемориал – инициатива жителей. Потомков тех, чьи имена сегодня на этом мемориале высечены. Именно это позволит нам никогда не забывать этих людей».
Михаил Яр, президент Национального союза оленеводов России:
«Это наши родители, это наши дяди. Это наши родственники и земляки. Я думаю, то, что мы сделали, должны делать многие. Это делается по зову сердца».
Вот и над эскизом работали сообща. Он родился из чудом уцелевших фотографий земляков, из мимолётных воспоминаний, из тихого «спасибо» внутри каждого, кто знает цену мира. Пирамидальная стела с барельефом солдат — безмолвными, но такими громкими изображениями простых норинцев, ушедших на фронт.
Вячеслав Сегой:
«В этом памятнике есть имена моих прадедов, которые ушли на войну. Один из них вернулся, а второй так и не вернулся и пропал без вести. Это мой прадед Сегой Лимбеко и мой прадед Хена Саванда. Это по бабушкиной линии Хена Саванда. Ему было 42 года, когда он ушёл. Он не вернулся. Сегой Лимбеко пришел домой. Вот среди них, этих бойцов, есть мой дед. Вот его взяли тут по единственной фотографии. А второго прадеда, к сожалению, ни фотографии, ничего не осталось. Мало историй, где он, как был. Ну, мало известно. Фотографии вот тогда не было. А вот единственный дед, который пришёл, хотя бы его фотографии в этом обелиске есть. Я очень рад. Даже слезы бегут».
Надежда Сегой:
«Сергей Лимбеко – это мой дед был. Я была маленькая, но я его помню. Когда мы к нему подходим и спрашивали в то время, как война, всё. Он просто нам ничего не рассказывал. Он говорил: «Вам нельзя знать». У него были медали. А вот это медали. Ну сверкали, и вот это нам интересно было. У него было то ли три, то ли четыре медали. Но он дошел до Берлина. Это вообще гордость нашего поселка, то, что нам это сделали такое».
Два-три мужчины из каждой семьи. Невозможная статистика. За ней — недосказанные «папа», «сын», «муж», «брат». Эта память — не тень прошлого, а живой огонь настоящего. Потому и минута молчания здесь не просто традиция. Это голос вечной скорби. Они не знали, доживут ли до утра. Но верили, что будущее будет. Для нас. Для наших детей. Поэтому сегодня цветы у мемориала — не формальность. Это внутренняя клятва: не забыть, не предать, не отступить.
Знамя Победы — алое, как кровь, и упрямое, как народ, который его поднял. От поверженного Рейхстага — к каждому памятнику, к каждому сердцу. Мы следуем за ним, как за ориентиром человечности. Муниципальный проект «Знамя Победы» объединил всех жителей Надымской земли в сохранении памяти о тех, кто отдал свою жизнь за свободу нашей Родины! Это живая ткань народной памяти. И каждая нить в ней — чья-то жизнь. Чья-то смерть. Чья-то любовь, прерванная войной. Но не стертая временем.
Дмитрий Жаромских, глава Надымского района:
«Почему мы изготавливаем копию знамени Победы? Такова суть нашего такого проекта, который мы реализуем на территории Надымского района. А потому что в своё время вся страна воевала за тот день, в который мы вот сейчас все идем. У каждого из нас есть в семье тот, кого мы помним. И вот когда мы изготавливаем эту копию знамени, я уверен! Мы вспоминаем их. Многие поколения норинцев будут с этим знаменем победы выходить 9 мая, каждый раз вспоминая вот эту памятную и важную дату нашу».
Очередное важное событие в истории Надымского района показало, как много значит для его жителей память о прошлом. Одни с гордостью преодолели десятки километров по заснеженной тундре, чтобы отдать дань уважения храбрым бойцам ВОВ. Другие с любовью и благодарностью будут хранить место, где навсегда вписаны имена героев. А все вместе продолжат беречь историю и гордиться теми, кто сумел одолеть врага и водрузить Знамя Победы над Рейхстагом в мае 1945-го года. Победа — это теперь не только история, это — часть нас!
В год 80-летия Великой Победы по заснеженной тундре от Надыма до села Нори прошёл памятный снегоходный пробег

06 Мая 2025
Комментарии