В основу этнодиктанта легли произведения северных авторов, посвящённые Великой Отечественной войне. Мероприятие проходило на 56 площадках по всему округу, как в онлайн-, так и в офлайн-формате.
Диктант состоялся при поддержке чтецов из числа сельских и городских педагогов, экспертов по языкам народов Севера. Участники подготовили тексты на различных диалектах ненецкого языка, включая тундровый и лесной, а также на хантыйских диалектах: шурышкарском, приуральском и сургутском. Кроме того, были представлены селькупский язык и ижемский диалект коми.
На ненецком языке прозвучал фрагмент из произведения Анатолия Рожина «Снарядʼ лабара”ма» («Осколок снаряда»), советского педагога и автора первого ненецкого букваря.
Марина Яр, главный редактор газеты на ненецком языке «Няръяна Нгэрм»:
«Выбор темы не случаен. В годы Великой Отечественной войны автор произведения служил в оленно-лыжных батальонах на Мурманском направлении Карельского фронта и был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Для диктанта на хантыйском языке был выбран текст, посвящённый воспоминаниям жителей Питлоркурта о Дне Победы, автором которого стала известная ямальская писательница Зинаида Лонгортова. Учитель хантыйского языка Аксарковской школы Ольга Пандо рассказала, что в мероприятии приняли участие ученики и представители рабочей молодежи, продемонстрировавшие высокий уровень владения родным языком.
Этот диктант стал девятым по счёту, проводимым на Ямале. Первый диктант состоялся в 2016 году, в нём приняли участие 46 человек. В прошлом году самой большой площадкой для диктанта стала Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова, где собрались 1163 участника.
2022 год в России объявлен Международным десятилетием языков коренных народов. В рамках этого десятилетия в регионе реализуются 46 успешных практик по сохранению родных языков северян.
Сегодня родные языки изучаются в 39 школах Ямала, где обучаются более 4700 школьников, а также в 12 детских садах, где воспитывается около 600 воспитанников. Сохранение языкового наследия коренных народов поддерживается за счёт грантов из федерального и окружного бюджетов, а также через систему региональных премий и грантов.
Ряд проектов по сохранению языков коренных народов реализуется на Ямале за счёт грантовой поддержки. Это средства федерального и окружного бюджетов. Предусмотрена и поддержка сохранения фольклора коренных народов и родных языков КМНС: это 20 видов региональных грантов и премий.
Фото: Максим Чаглей.
В 25-летие Международного дня родного языка более тысячи ямальцев написали этнодиктант

24 Февраля 2025
Комментарии