Дмитрий Артюхов: «Наша большая задача – сделать так, чтобы молодежь шла в науку»
Меню

Сегодня

2 Декабря 09:47

переменная облачность переменная облачность
-17.09°C

Курсы валют

$ 107,74 € 114,31

Дмитрий Артюхов: «Наша большая задача – сделать так, чтобы молодежь шла в науку»

Дмитрий Артюхов: «Наша большая задача – сделать так, чтобы молодежь шла в науку»

29 Ноября 2024

На федеральной территории «Сириус» прошло совместное выездное заседание трёх комиссий Государственного Совета РФ по направлениям «Кадры», «Молодёжь и дети», «Технологическое лидерство». Такой формат работы используется впервые.

Тема стратегической сессии – «Основные подходы обеспечения кадрами приоритетных отраслей экономики в соответствии с региональными запросами».

В заседании комиссий Государственного совета приняли участие Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, руководитель Федерального агентства по делам молодежи Григорий Гуров, председатель комиссии Государственного совета по направлению «Кадры», губернатор Калужской области Владислав Шапша, председатель комиссии Госсовета по направлению «Технологическое лидерство», губернатор Красноярского края Михаил Котюков.

Зампред Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, открывая выездное заседание, поблагодарил всех участников и лично помощника Президента, секретаря Госсовета Алексея Дюмина, а также руководителей комиссий Госсовета Дмитрия Артюхова, Михаила Котюкова и Владислава Шапшу за личную вовлечённость и работу. Вице-премьер подчеркнул, что вопрос кадрового обеспечения является на сегодня актуальным. До 2030 года промышленности необходимо до двух миллионов специалистов. Дмитрий Чернышенко назвал задачу по подготовке такого количества кадров амбициозной, но достижимой. Он отметил, что по поручению Президента разрабатывается Стратегия развития образования до 2040 года, которая призвана найти решение этой задачи.

Сергей Кравцов, министр просвещения:
«Нам важно понимать, какой будет прогноз востребованности кадров. Получив его, мы сможем определить, по каким направлениям нам нужны специалисты, чтобы закрыть необходимые потребности. Отмечу, что технологическое лидерство обеспечивает инженерное образование, но мы не должны забывать и о гуманитарном образовании»

Губернатор Ямала Дмитрий Артюхов, выступая с докладом о синхронизации усилий в подготовке и воспитании кадров под приоритеты экономики, выделил основные вызовы, которые требуют внимания и проработки мер по их преодолению.

Дмитрий Артюхов, губернатор ЯНАО:
«Школьное обучение, дальнейшая профориентация детей в высшем учебном заведении, первый трудовой опыт молодых людей и в целом достижение национальных задач по технологическому лидерству – это единый процесс. И мы уже с начальной школы должны думать, как его выстроить. Все эти задачи поставлены нашим Президентом. Необходимо, чтобы число детей, углубленно изучающих технические дисциплины, выбирающих в качестве единого госэкзамена профильную математику, физику, нарастало. Педагоги, которые готовят детей, также проходили постоянное повышение квалификации в ведущих российских научных центрах, университетах, могли актуализировать свои знания, которые они потом передают сотням детей. Помимо этого, стоят воспитательные вопросы – какими бы знаниями ни обладал человек, если его внутренние убеждения и ценности не сформированы, то едва ли это приведет нас к технологическому лидерству. Эти и другие вопросы, как маленькие кирпичики, складывают успешную личность, готовую к выполнению сложных государственных задач»

Первый вызов – это низкая вовлечённость школьников в науку, в частности, технических дисциплин. По данным Минпросвещения, в три раза больше детей выбирают углублённый гуманитарный профиль, нежели технический. Для субъектов, чья экономика строится на развитии технически сложных наукоёмких отраслей, вопрос поиска будущих кадров стоит очень остро, отметил глава региона. Он привел в пример опыт системного подхода Ямала к решению вопроса.

Так, с 2024 года в регионе массово открываются профильные кружки и математические классы в начальной школе, их уже 29 и 17 соответственно. Их особенность в том, что детей принимают без отбора, так как главная цель – заинтересовать ребёнка предметом. В средней школе дети делятся на два потока: те, кто продолжает изучение математики углублённо, и те, кто учит предмет на качественном базовом уровне.

Параллельно педагоги при поддержке региона повышают квалификацию. Один из пяти ключевых профилей в школах Ямала – технологический, включающий топливно-энергетические, инженерные, IT-классы. Каждый пятый ямальский старшеклассник выбирает технологический профиль. Ежегодно во всех муниципалитетах региона в рамках Недели промышленности организуют экскурсии для школьников на предприятия, проводят отраслевые образовательные программы, фотовыставки – всего около сотни мероприятий с охватом 20 тысяч ребят. Четыре года подряд Ямал организует для победителей и финалистов Всероссийского конкурса «Большая перемена» экскурсионно-образовательные поездки на уникальные производственные объекты на территории округа. За четыре года дети побывали на ледоколе «Андрей Вилькицкий», с которого увидели морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», посетили завод «Ямал СПГ» и морской порт в поселке Сабетта, а также Ямбургское нефтегазоконденсатное месторождение.
Второй вызов, который выделил Дмитрий Артюхов, это проблема профориентации. По данным Минобрнауки почти 50% выпускников российских вузов не трудятся по специальности, которая получена ими во время учёбы.

Третий вызов, озвученный губернатором Ямала, – работа с NEET-молодежью. Это молодые люди, которые не учатся, не работают и не проходят профессиональную переподготовку. В текущем году в России доля таких молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет сократилась до 8,7%. Пять лет назад их было 10,6%. Данные в апреле этого года приводила зампред правительства РФ Татьяна Голикова на совещании Президента с правительством РФ.

Позитивным примером профилактики негативного отношения к институту карьеры, а также примером мотивации к обучению и профессиональному развитию может служить практика раннего трудоустройства.

Дмитрий Артюхов, губернатор ЯНАО:
«Мы знаем, какие научные фронтиры стоят перед страной. Наша большая задача на ближайшие годы – сделать так, чтобы молодежь шла в науку. Выбор этого непростого пути требует серьезных усилий, но все-таки он должен быть модным среди молодых людей, был модельным поведением для части молодежи страны»

В рамках совместного заседания прошли тематические панельные дискуссии по наиболее актуальным вопросам, связанным с кадровым обеспечением приоритетных отраслей экономики. Среди них – управление рынком труда, образование для рынка труда, под запрос работодателя; популяризация рабочих и инженерных профессий; синергия школ, вузов, колледжей и сферы молодёжной политики в части комплексной подготовки кадров, готовых к трудоустройству с первого дня и другие вопросы.

Участники панельных дискуссий обсудили взаимоувязанные механизмы, предусмотренные в национальных проектах «Кадры», «Молодежь и дети» и блоке национальных проектов в сфере технологического лидерства, необходимость изменения нормативных правовых актов, лучшие практики. По результатам работы планируется представить рекомендации федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам субъектов Российской Федерации по механизмам реализации мероприятий национальных проектов, а также по донастройке таких мероприятий.

Возврат к списку

Комментарии


Back to Top