501 стройка интересна не только туристам, но и вандалам
Меню

501 стройка интересна не только туристам, но и вандалам

501 стройка интересна не только туристам, но и вандалам

12 Ноября 2021



На Ямале открылся экскурсионный маршрут по сталинским лагерям 501-ой стройки. Его проводит турфирма «Дискавер Ямал». Специалисты отмечают, что интерес общества к местам ГУЛАГа очень высокий. Однако железная дорога привлекает не только туристов, но и вандалов. С каждым годом рельсовое полотно становится все короче. Расхитители вывозят металл тоннами, не оставляя потомкам шанса лично увидеть исторические объекты.

Подъём интереса общественности к 501-ой стройке произошел в 2018-ом году, говорят туроператоры. Тогда на объекты ГУЛАГа приехали иностранцы. В 19-ом – следующая делегация, уже историков. Многочисленные статьи в тематических европейских журналах еще больше подогрели любопытство туристов. Сейчас к знаменитой «мертвой дороге» едут как со всех концов России, так и из зарубежья. Однако фотографии с путешествий становятся все печальнее. Колоритное рельсовое полотно постепенно исчезает с лица земли. Его просто спиливают на чермет.

ЗЕЛЬФИРА МАХМУТОВА, генеральный директор туркомпании «DISCOVER YAMAI»:
«Да, очень многие участки сейчас доступны с автодороги, которая соединяет Салехард с Надымом, и я думаю, что такие случаи – это только начало. Если у нас будет стоимость металла дорожать, думаю, что более приближенные к дороге участки будут уничтожены таким варварским способом. Обидно, очень обидно, но здесь мы сами не можем выставить никакие караулы».

За хищение, уничтожение или порчу исторических памятников следуют многомиллионные штрафы. Но это еще не все. По словам адвокатов, потеря денег – лишь часть наказания. Главное – это лишение свободы. Срок может доходить до десяти лет. Однако такие цифры воришек не пугают. Рельсы с памятных мест снимают не только для сдачи в металлолом, но и для бытовых нужд. Очередных искателей легкой наживы недавно задержали. Их груженый автомобиль случайно увидела на трассе Арина Мельникова. Не прошла мимо и сообщила в полицию.

АРИНА МЕЛЬНИКОВА:
«Конечно, я отзывы и комментарии в группах тоже некоторых читала не очень лестные обо мне, что неправильно я поступила. Мол, регион 89, надо было своих и прикрыть. Но, а как? А ответственность? А гражданская ответственность? А преступление? Это то же самое, когда проходишь, когда кого-то во дворах бьют, а ты проходишь мимо и делаешь вид, что не заметил. Ну как так?»

Подобное происшествие – не единственное для Надыма. Вандалы спиливают рельсы с завидной регулярностью, но крайне редко их ловят за руку. Так, в 2018 году произошел резонансный случай. Автомобиль злоумышленников заметили сотрудники «Росгвардии».

РИНАТ ГИБАДУЛЛИН, старший полицейский отдела вневедомственной охраны по Надымскому району:
«У них был выключен свет, как бы крались. Когда они увидели нас, сразу же, не включая света, начали набирать скорость. Еще и сверху – мы на УАЗике были, через борта было видно, что рельсы везут. Они начали в сторону общежития «Берлин» ехать. Там они уже бросили машину, хотели разбежаться. Одного мы задержали, двоих еще мы, правда, искали, но время уже было такое, что мы их не могли найти».

Сейчас известно, что фигуранты всех этих происшествий на свободе. Более того, им не выписан даже штраф. Воришки отделались только конфискацией украденного имущества. Нет состава преступления – так закончились все проверки следствия.

МИХАИЛ КИСЕЛЁВ, адвокат:
«По моей информации, таких дел в суд не поступало. Но я так думаю, может быть, это связано как раз со сложностью доказывания на данном этапе. Но работы ведутся. Сложность заключается даже не в оценке стоимости, а в предмете доказывания, где было похищено данное имущество, является ли конкретно украденный фрагмент железной дороги предметом культурного наследия или это было похищено в таком месте, которое не относится к этим объектам».

Оказывается, не вся 501 стройка находится под охраной государства. Лишь несколько её объектов имеют статус культурного наследия. Первыми признали таковыми два лагпункта в 2012 году. Тогда и в последующем с инициативой выступил местный краевед Вадим Гриценко. Позже к этим фрагментам добавились еще четыре. Процедура признания очень кропотливая: необходимо собрать целый научный отчет, поработать с огромным количеством архивных документов, провести экспертизу и выбрать статус. 501 стройка считается памятником регионального значения.

ЕЛЕНА ДУБКОВА, руководитель службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО:
«Кроме узкого законодательства об объектах культурного наследия, есть более широкое – гражданский кодекс. Т.е. у нас собственник несет бремя содержания своего имущества. И мы как служба осуществляем контроль первым делом за собственником, чтобы он не видоизменял его, чтобы проводил вовремя реставрационные работы. Так построен сам по себе закон. Но есть еще и такие объекты, как сооружения, которые на сегодняшний день, что касается 501 стройки, они никому не принадлежат. Т.е. как они были брошены в свое время, так они и лежат как бесхозяйное имущество».

Такой лазейкой в законодательстве и пользуются расхитители. Активисты и краеведы бьют тревогу: если так продолжится, то от железной дороги скоро ничего не останется. В последний раз вандалы зашли слишком далеко. Покусились на антуражное полотно около министерского моста. Их не остановила ни табличка с указанием, что это охраняемый объект, ни совесть. Видимо, жажда наживы оказалась сильнее гражданской ответственности.

ВАДИМ ГРИЦЕНКО, историк:
«Это юридически не преступление, но это преступление против морали. Мне представляется, эффективным средством было бы предавать гласности эти лица, тех людей, которые юридически ни в чем не виноваты, чтобы было не повадно. Может быть, это противозаконно, может быть, но это также аморально – то, что не показали. Потому что лица и имена этих героев общество должно знать».

Как законно защитить остатки железной дороги от варварского расхищения, сейчас никто сказать не может. Добровольцы собираются своими силами пресекать подобные происшествия. Для этого патрулируют дорогу и поднимают проблему на всех возможных реальных и интернет-площадках. Потому что только небезразличие общественности может помощь спасти знаменитую сталинскую стройку.
***Алла Меркушова

Возврат к списку

Комментарии


Back to Top