Стройка 501. Люди и судьбы
Меню

Стройка 501. Люди и судьбы

Стройка 501. Люди и судьбы

19 Октября 2021



В музее истории и археологии открылась новая выставка, которая рассказывает о тех, кто выстоял в тяжелое время, кто пережил сталинские лагеря. Четыре человека – четыре разные судьбы, на их долю выпало одно общее испытание, связанное со строительством 501 железной дороги «Чум – Салехард – Игарка».

У каждого места есть своя история. Прошлое Надыма тесно связано со сталинской железной дорогой. Сотрудники музея решили рассказать о 501 стройке через судьбы четырех заключенных. Иван Марманов – писатель, Аполлон Кондратьев – известен как надымский «граф», Дмитрий Зеленков – талантливый художник, и Валентина Иевлева – автор книги «Воспоминания о ГУЛАГе». Четыре судьбы объединяет одно общее горе.

СВЕТЛАНА ЗАХАРОВА, старший научный сотрудник Музея истории и археологии:
«На примерах этих судеб хотелось бы рассказать, как каждый человек реагирует на выпавшие ему испытания. И на заднем плане прослеживается строительство 501 стройки. Но главное для нас в этой выставке - рассказ о судьбе этих людей. Потому что есть люди, которые выдержали всё это, и дожили до преклонных лет. Как например Марманов, как Аполлон Николаевич Кондратьев, а есть которые не смогли. Но мы не вправе их за это судить. Бывают очень тонкие душевные натуры, которые не могут вынести этого. Вот, например, Дмитрий Зеленков, который не выдержал. Буквально за полгода до своего освобождения он покончил жизнь самоубийством».

Трое из заключенных дожили до своего преклонного возраста. Двое из них после освобождения жили в Надыме. У каждого была насыщенная жизнь.

СВЕТЛАНА ЗАХАРОВА, старший научный сотрудник Музея истории и археологии:
«Например, Иван Дмитриевич Марманов, вообще удивительный человек, первый человек в СССР, который получил специальность по проектированию и строительству дорог, аэропортов в условиях вечной мерзлоты. Он в пятидесятых годах строил железные дороги, потом выучился уже на инженера-дорожника. Вернулся сюда опять в 1972 году, стал главным инженером ДСУ-934 и строил дороги уже будучи вольным человеком».

На выставке представлены рассказы, воспоминания, письма, стихи и посвящения. Есть реальные экспонаты, привезенные с лагерных пунктов, которые сейчас заброшены. Например, в этом сундуке хранилась картотека заключенных. В ней представлена копия зачетной книжки Аполлона Кондратьева.

СВЕТЛАНА ЗАХАРОВА, старший научный сотрудник Музея истории и археологии:
«Раньше же были свои нормы. Например, за 121% выполнения плана можно было получить три дня, за 105 - полтора дня в зачет».

История сталинской стройки интересна многим. Арина Мельникова вместе с друзьями исследует разные лагерные пункты. Фотографирует их. С 2012 года ведет группу, посвященную «мёртвой дороге». Она старается привлечь внимание к сохранению этого уникального объекта.

АРИНА МЕЛЬНИКОВА, блогер:
«Фотоаппарат взяла, фотографии такие у меня есть, а вот личные предметы и по стене, где заключенные, пофотографирую и размещу информацию».

Кому интересно узнать в каких условиях жили и строили железную дорогу арестанты, могут добраться до объектов самостоятельно. Лагерные пункты, мосты, рельсы кое-где ещё сохранились. А вот историю жизни заключенных интереснее послушать из уст экскурсовода.
***Инна Назарова

Возврат к списку

Комментарии


Back to Top